Дороги движутся в будущее: через 6 лет у каждой из них появится электронная модель 05.08.2024

Амбициозный план по оцифровке российских автомобильных дорог должен быть реализован к 2030 году. По мнению специалистов, это позволит улучшить понимание дорожного движения, вовремя определять все «узкие места». Виртуальные модели помогут проконтролировать фактическое состояние светофоров, дорожных знаков, разметки, пешеходных тротуаров. Упростится принятие решений, позволяющих поддерживать нормальное состояние транспортного хозяйства. Ещё одним преимуществом инновации станет более продуктивное использование рабочего времени сотрудников профильных ведомств и организаций.

Масштаб задачи

Единый цифровой макет должен в короткий срок собрать всю информацию о 1,5 млн км улично-дорожной сети нашей страны. Предполагается, что благодаря ему станет возможно быстрее реагировать на проблемы не только со светофорами, но и с ограждениями и бордюрами. По словам гендиректора фирмы «Цифровые дороги» Александра Дёмина, ускорится выявление ситуаций, когда где-то не хватает дорожных знаков, светофоры наклонены не по нормативу или есть иные отклонения от стандартов.

Уже к июлю 2024 года в «Цифровых дорогах» выполнили оцифровку 70 городов почти в трёх десятках регионов страны. Охватить 40000 километров дорожного полотна за столь малое время помог созданный в нашей стране программно-аппаратный комплекс «Автодискавери». Информацию для него предоставляли мобильные лаборатории, точно регистрирующие координаты объектов и их состояние. Погрешность измерений — не более 0,1 м. Распознавание в режиме онлайн обеспечило сочетание технологий машинного зрения и нейросетей, а также применение лидаров. Автоматически работающие сканеры каждый день обследуют до 150 километров трасс.

Что должно получиться

Суть реализуемого проекта пояснил участник комитета ГД РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи А. Немкин. Он указал, что цифровой двойник представляет собой виртуальный дубликат какого-то объекта. Кроме графической и текстовой информации, в состав «двойника» входят также инженерные данные. Именно это позволяет точнее представлять, что происходит на самом деле, грамотнее описывать производительность автомобильных дорог. Антон Немкин уточнил, что сведения цифрового двойника всегда актуальны, потому что они непрерывно обновляются по всем доступным каналам. Этот подход гораздо адекватнее составления традиционных трёхмерных моделей.

Оцифровка, заявляет парламентарий, способна радикально упростить организацию дорожного движения в принципе. Теперь операторы, строители и проектировщики получат предельно наглядную информацию и смогут глубже понимать вероятные последствия каждого шага. Нередко бывает так, что при проектировании светофоры или знаки размещают очень тщательно… но фактически они только усложняют жизнь пешеходам или автомобилистам. Поставлена цель перейти от политики собирания штрафов за нарушения к такому построению движения, когда неудобства из-за соблюдения правил будут сведены к минимуму. Представитель Госдумы особо акцентировал внимание на том, что решать задачу помогают новейшие российские разработки. Он выразил надежду, что их число будет расти, и это позволит точнее контролировать принимаемые решения и избегать ошибок, цена которых — человеческие жизни.

Развивая свою мысль, депутат подчеркнул, что высокая частота ДТП на отдельных дорогах связана скорее не с состоянием асфальта, а с ошибками в организации проезда по ним. «Цифровые двойники» потенциально способны решить и эту проблему. К тому же они помогут отказаться от практики личного наблюдения за дорожным движением, которая требует большого количества специалистов, недостаточно гибка и опасна.

Применением искусственного интеллекта для модернизации транспортной отрасли заинтересовались и в РЖД. Там недавно был представлен виртуальный помощник «Валера». Новый продукт гораздо привлекательнее для людей, нежели привычная документация. Представители холдинга уточнили, что его можно переспросить, и вместо повторения одного документа сервис попробует переформулировать запрос. Для оформления продукта использовали личные фото, сделанные железнодорожниками.


Возврат к списку




При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных
Подписка на рассылку новостей






arrow-t