Морские перевозки
Перевозка грузов морским транспортом — это один из наиболее выгодных, и в то же время трудоемких процессов. Морские суда осуществляют перевозку продуктов питания, промышленных товаров, стройматериалов, техники, различных генеральных, накатных, навалочных и наливных грузов. Особое значение морские перевозки грузов обрели в эпоху глобализации, когда производственные предприятия на одном континенте зависят от бесперебойных поставок сырья с другого, постоянно появляются специфические транспортные задачи и новые технологии перевозки.
Логистические операторы стремятся диверсифицировать свои услуги, предоставляя клиентам комплексные решения, включающие весь спектр операций, необходимых для морских перевозок. Грузоотправителю удобно, когда за его груз несут ответственность в формате «от двери до двери». Такую задачу, даже при небольшом количестве «плечей» перевозки, с соблюдением оговоренных сроков и расходов, нельзя отнести к простым. Для ее выполнения коллектив компании-провайдера логистических услуг должен иметь отлаженные процедуры взаимодействия и работать как часы.
Для понимания задач, с которыми сталкиваются логисты, дадим общее представление о многогранном мире перевозок грузов морским транспортом.
Типы грузовых судов
Чем стремительнее развиваются морские перевозки грузов, тем большее внимание уделяется тому, чтобы конструкция торговых судов оптимально соответствовала их назначению. С точки зрения специализации, можно выделить следующие типы грузовых судов:
сухогрузное судно (балкер, или навалочник);
рефрижераторное судно (для перевозки скоропортящихся грузов);
контейнеровоз (для морских перевозок контейнеров — однородных грузовых единиц);
судно с горизонтальным способом погрузки для перевозки накатных грузов;
танкер (судно для перевозки наливных грузов).
Кроме того, суда систематизированы по размеру. Для морских контейнерных перевозок принята следующая классификация:
Handysize Class: 260 – 1000 TEU;
Handymax Class: 1000 – 1700 TEU;
Feeder Class: 1700 – 2500 TEU;
Sub-Panamax Class: 2500 – 4000 TEU;
Panamax Class: 4000 – 7000 TEU;
Post-Panamax Class: 7000 – 13000 TEU;
Super-Post-Panamax Class/E-Class: более 13000 TEU;
Explorer Class: более 16600 TEU;
Triple E-Class: более 18200 TEU;
Post-Triple E-Class: более 21000 TEU.
Организация морских перевозок грузов
Для организации международных морских перевозок грузов движение судов упорядочено по определенным направлениям (морским линиям), сформировавшимся в зависимости от географического положения крупных морских портов. Грузовые суда, выполняющие регулярные рейсы по определенным маршрутам, называют линейными. В этом случае судоходство также называется линейным. Для внутрироссийских перевозок между портами используют термин «каботажные линии».
Важную роль в этом процессе играет судовладелец (англ. Shipowner) — юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени или на основании договора с собственником судна. Судовладелец оснащает судно всем необходимым для выхода в море и набирает команду — экипаж.
Фрахт
При организации перевозки отдельного груза или партии грузов экспедитор получает котировки от линий и выбирает оптимальный вариант (по стоимости, времени доставки). Получив подтверждение готовности груза, экспедитор принимает соответствующие инструкции от Клиента и букирует место на судне под данный груз. При импорте груза агенты линии и Клиента с помощью экспедитора связываются друг с другом и согласовывают дату забора груза, если он находится не в порту.
После подачи порожнего контейнера (при перевозке морским контейнером) отправитель затаривает его. Местный перевозчик (компания по морским перевозкам), нанятый агентом, транспортирует груженый контейнер до порта отгрузки и, после проведения необходимых процедур в порту, контейнер грузят на забукованное судно. Экспедитор, получая информацию на сайте линии или от соответствующего сотрудника линии, отслеживает перемещение контейнера и информирует Клиента о времени его доставки в порт выгрузки. Оплату фрахта экспедитор обычно осуществляет во время следования контейнера в море до его прибытия в порт назначения. После выгрузки контейнера в порту экспедитор оформляет его и организовывает вывоз в место, обозначенное Клиентом.
Фрахтовый брокер
Фрахтовый брокер — это компания-посредник, выступающая при заключении договора морской перевозки (фрахта) по полномочию фрахтователя или судовладельца и подписывающая от его имени договор перевозки. Такие компании обеспечивают грузовладельцу место, количество мест на линейном судне (количество необходимого тоннажа). Выгода договора для самой линии зависит от степени заполненности судна.
Агенты морских линий
Компании, оказывающие комплекс услуг в определенном порту на определенной территории по поручению и за счет судовладельца, называют агентами морских линий. Они занимаются формальной стороной операций, связанных с приходом судна в порт, пребыванием в порту и выходом из него, то есть содействуют в предоставлении судну причала, плав. средств (буксиров, катеров и др.), а также лоцманской проводки. Агент защищает интересы судовладельцев перед таможенными органами (таможенным брокером), администрацией портов, грузовладельцами и др., а также оказывает помощь в организации снабжения судна и его обслуживания.
Терминология
Стивидорные компании
Компании, владеющие специализированной погрузочной техникой и оказывающие услуги порту.
Сюрвейер
Сюрвей — это независимая экспертиза, часто востребованная при перевозке скоропортящегося груза.
Главную роль здесь играет сюрвейер — это агент, который консультирует перевозчиков и грузовладельцев, следит за процедурой досмотра, проверяет сертификаты и документы, готовит акт сюрвейерского осмотра.
Коносамент
Коносаме́нт — документ, выдаваемый перевозчиком грузовладельцу, который удостоверяет право собственности на отгруженный товар. На практике используются 10 типов коносаментов:
1. бортовой (shipped);
2. коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment);
3. чистый коносамент (clean bill of lading);
4. коносамент с оговоркой (claused);
5. оборотный коносамент (negotiable);
6. именной коносамент;
7. коносамент на предъявителя;
8. линейный пароходный коносамент, иногда сокращённо называемый «S. S. Co’s bill of lading»;
9. чартерный (фрахтовый) коносамент;
10. сквозной коносамент (through bill of lading).