Что такое утилизационный сбор и как он рассчитывается 30.10.2023

До первой попытки ввоза купленного за рубежом автомобиля, многие не владеют информацией об утилизационном сборе. Размер платежа достаточно большой, и не так давно был вновь увеличен. От этого зависит ситуация на автомобильном рынке. Государственная политика защищает отечественных производителей, но затрудняет работу частных предпринимателей. Рассмотрим, как утилизационный сбор влияет на автомобильный бизнес и для чего он нужен.

Зачем был введен утилизационный платеж

Многие часто слышат о повышении размера утилизационного платежа и его влиянии на ценообразование в автомобильном бизнесе. Рассмотрим, для чего он необходим данный сбор. Впервые в РФ он появился в 2009 году. В то время разрабатывалась новая программа утилизации транспортных средств. Владельцам старых автомобилей предлагалось выдавать сертификат на 50000 рублей. Для оформления этого документа нужно было платить 3000 рублей. Это и был так называемый утилизационный сбор. Программа была интересной, т.к. она помогала получить хорошую скидку на покупку нового автомобиля.

Действие программы прекратилось спустя 3 года, однако уже тогда встал вопрос об утилизации невостребованных старых автомобилей. Россия вступала в ВТО, и все ждали, что в страну будет завезено много недорогих иномарок. Через некоторое время ввели утилизационный сбор. Это был дополнительный налог, который практически никак не относился к утилизации транспортных средств. Сначала его уплачивали только при ввозе автомобилей из-за рубежа, однако в дальнейшем он коснулся и отечественных автомобилей. У российских компаний утилизационный сбор перекрывается государственными субсидиями. Такой налог существует не только в России, но и в некоторых странах СНГ, Европе и Японии.

Кто должен уплачивать утилизационный сбор

Сбором облагаются все транспортные средства, которые не только ввозятся из-за рубежа, но и изготавливаются в России. Также налог необходимо уплачивать в том случае, если это не было сделано ранее. Информация о внесении платежа отражается в ПТС. Утилизационным сбором облагаются все виды транспортных средств, в том числе электромобили. От уплаты такого налога освобождаются:

  • лица, участвующие в программе репатриации;
  • владельцы машин, выпущенных более 30 лет назад и используемых только в личных целях;
  • представители дипломатических ведомств других государств;
  • владельцы автомобилей, утилизационный сбор за которые был внесен изготовителем.

Как утилизационный сбор влияет на автомобильный рынок

Размер такого платежа нередко достигает сотен тысяч рублей. В 2020 году используемые для его расчета коэффициенты существенно увеличились. Некоторые из них выросли на 50%, а некоторые — на 150%. Это привело к увеличению цен на автомобили примерно на 4%. Повышение сбора поможет компенсировать уменьшение таможенных пошлин. ВТО потребовало снизить их на 2%. Повышение размера утилизационного сбора поможет удержать заградительный тариф в нужных пределах.

Отечественным производителям переживать не стоит. Государство ввело промышленные субсидии, направленные на поддержку российских предприятий. Они покрывают затраты на уплату утилизационного налога. Предприятия, добившиеся высокой степени локализации производства, могут рассчитывать на повышенные субсидии.

Компании, основной деятельностью которых становится сборка автомобилей с использованием завозных деталей и узлов, приравниваются к импортерам. С них утилизационный сбор взимается в полном объеме. Таким образом, освобождаются от такого налога предприятия, способные реализовать полный цикл производства: от изготовления деталей до покраски кузовов. Компания получает максимальный коэффициент локализации и может претендовать на субсидии.

Относится ли сбор к утилизации

На данный момент утилизационный сбор — действительно лишь сбор, и на развитие технологий по переработке старых автомобилей имеет весьма опосредованное отношение. Общих утилизационных программ в России пока нет. Не ведется и учет вышедших из строя автомобилей. Вся регуляция этого вопроса сводится к тому, что услуги утилизации автомобиля владелец должен заказывать в лицензированной компании. Даже если машина по документам числится утилизированной, она может быть оставлена в гараже или распродана по деталям.



Возврат к списку




При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных
Подписка на рассылку новостей






arrow-t