Как правильно рассчитать акциз и утильсбор на автомобиль 25.12.2023

Уже достаточно долгое время актуальна тема импорта автомобилей. При ввозе автомобиля в страну действуют определенные правила. Они касаются таможенного оформления транспортного средства. Из-за введения санкций и внедрения параллельного импорта в этот процесс были внесены нововведения. Эти новшества у импортеров породили множество вопросов. Часть из них касается расходов на ввоз, точнее, размеров обязательных платежей.

В частности, при импорте автомобилей действуют стандартные пошлины, налог на добавленную стоимость, а также акциз и утилизационный сбор. О расчете последних двух платежей и поговорим далее.

Расчет акциза

Акциз — это специальный налог, который принимает государство для наполнения своей казны. Обязательный платеж накладывается на товары с высоким показателем рентабельности, но при этом не являющиеся необходимыми. Стоит акцентировать внимание, что акциз — это именно налог, а не пошлина. Это означает, что он распространяется и на автомобили, которые приобретались в странах Евроазиатского экономического союза (в Беларуси и Армении).

Под действие акциза попадают мотоциклы и легковые автомобили. При этом автобусы, рассчитанные на перевозку более 10 пассажиров, прицепы и тягачи от уплаты косвенного налога освобождаются. Важно отметить, что такой платеж входит в налогооблагаемую базу, поэтому НДС рассчитывается исходя из таможенной стоимости, пошлин и акциза.

Узнать базовые ставки акциза можно из статьи 193 Налогового кодекса России. Он будет меняться в зависимости от того, какова мощность автомобиля. Чтобы перевести основные характеристики силового агрегата из киловатт в лошадиные силы, необходимо их значение умножить на 0,75. Чтобы узнать, какая у двигателя мощность, можно посмотреть в технический паспорт, электронный паспорт транспортного средства или в разрешительные документы (например, сертификат одобрения типа транспортного средства).

Когда в продаже появились гибридные и электрические автомобили, стало не очень понятно, как считать акциз. Дело в том, что законодательство не было готово к этим новшествам — отсутствовали методички. На данный момент действуют пояснения Минфина.

В них говорится, что если транспортное средство оборудовано только электромотором, то для расчёта налога необходимо опираться на максимальную полезную мощность двигателя при постоянном токе на протяжении получаса. Эти данные есть в ЭПТС. Если же в автомобиле стоит два электродвигателя, то их получасовую мощность необходимо сложить.

Такие же расчеты выполняются и для определения базы в случае с гибридными автомобилями. То есть в расчет берется сумма мощности электрического мотора и двигателя внутреннего сгорания. Это указано в письме Министерства финансов. Но у многих это положение вызывает вопросы, особенно у тех, кто имеет дело с автомобилями, которые не подключаются к внешним источникам питания.

Например, у гибрида типа Hybrid Electric Vehicle батарея крайне мала — до 15 кВт. Она пополняет заряд, когда автомобиль тормозит. Полученная энергия идет на питание аккумулятора или расходуется на низких скоростях. Какого-то значимого влияния на характеристики автомобиля она не имеет. Но даже такую мощность необходимо учитывать, считая акциз. А это увеличивает таможенные платежи на несколько десятков тысяч рублей. Некоторые импортеры пробовали обойти это решение Минфина через суд, однако им это не удалось.

Утилизационный сбор

Утилизационный сбор распространяется практически на все автомобили — не имеет значения, в какой сфере они используются. В том числе платеж касается прицепов и полуприцепов. Логика здесь вполне ясна, ведь любое транспортное средство после исчерпания своего ресурса требует грамотной переработки или уничтожения. Утиль рассчитывается исходя из двух базовых ставок. Для легковых автомобилей она составляет 20 тысяч рублей, а для всех остальных — 150 тысяч рублей.

Чтобы узнать размер платежа, необходимо базовую ставку умножить на коэффициент. Последний выбирается исходя из категории транспортного средства, возраста машины и объема и типа мотора. В случае с грузовым транспортом учитывается допустимая максимальная масса, которая включает груз, пассажиров и снаряжение. В случае с возрастом автомобиля действует две градации: до трех лет и более трех лет.

Платеж на утилизацию может быть уплачен в налоговый или таможенный орган. Это зависит от того, как переходят права собственности во время пересечения государственной границы. Уплатить сбор обязан импортер, то есть юридическое лицо, которое ввозит автомобиль на территорию России. Таким образом исключается возможность переноса платежа на конечного покупателя. После того как утиль оплачен, информация об этом в автоматическом режиме поступает в базу Электронного паспорта. Это является сигналом к переводу ЭПТС в статус «Действующий».

У сотрудников Государственной автомобильной инспекции распространена практика требовать таможенный приходный ордер при постановке транспортного средства на учет. Мотивируется это необходимостью подтверждения уплаты утилизационного сбора. Если бы система работала без сбоев, этот документ появлялся бы в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности автоматически. Но, как показывает практика, этого не происходит, поэтому возникает необходимость запрашивать его в акцизной таможне.

Итак, при таможенном оформлении импортного автомобиля есть достаточно много нюансов. В пакете документов можно легко запутаться, что существенно затянет процесс растаможивания. Поэтому лучше обратиться в организацию, которая поможет с оформлением бумаг. Наши специалисты помогут с оформлением заключения на легковой автомобиль или полуприцеп. Также мы организуем выпуск и установку ГЛОНАСС. Но главное наше направление — проведение таможенного оформления транспортных средств, включая корректный расчет платежей.


Возврат к списку




При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных
Подписка на рассылку новостей






arrow-t