Как ввезти автомобиль из-за рубежа: советы импортерам 31.10.2023

На автомобильном рынке произошли большие изменения. Около половины ввезенных из-за рубежа легковых автомобилей было растаможено физическими лицами. Это произошло вследствие ухода зарубежных компаний из РФ и незнания новых способов поставок импортерами. В настоящее время логистические и законодательные вопросы решены. Рассмотрим, какие нюансы нужно учитывать компаниям при ввозе автомобилей.

Прямые поставки или реэкспорт

Первым вопросом при ввозе автомобиля становится выбор способа заключения сделки. Если продавец готов сотрудничать с российской компанией, отгрузка выполняется привычными методами. Однако санкции ограничивают поставку товаров из некоторых европейских стран. Азиатские партнеры отказываются от приема платежей из России, боясь попасть под санкции. На этом этапе в цепочку встраивается посредник. Обычно это организация, зарегистрированная на территории ЕАЭС. Количество способов ввоза увеличивается.

Самым простым вариантом считается прямая отгрузка транспортного средства в Россию. В этом случае страна изначально указывается как конечная точка или превращается в таковую на одном из этапов доставки автомобиля. Товары с кодом 8703 и 8704 не попадают под санкции и могут проходить Россию транзитом. Подобная схема называется косвенным реэкспортом. Груз оформляется обычным способом, но с применением дублирующей документации от посредника.

При выборе способа ввоза учитывают особенности доставки автомобилей. При перевозке по железной дороге используют товарные вагоны или контейнеры. Замена документов осуществляется до прохождения границы. При транспортировке автомобиля на станцию он попадает на неприкрепленный к акцизным терминалам склад временного хранения (СВХ). При отсутствии дополнительных запросов от таможни товар перевозят по внутритаможенному транзиту. Такая процедура обходится недешево.

При перевозке тентованным прицепом или автовозом появляется больше возможностей по оформлению документации. В качестве конечной точки можно выбрать СВХ, попадающий под контроль Акцизной таможни. Более сложной схема становится при необходимости ввоза автомобиля на территорию посреднической страны. Это необходимо делать в случаях, если поставщик требует поставить отметку о прохождении границы или если невозможно указать точку доставки в РФ.

Лучшим вариантом в такой ситуации считается прием товара на временное хранение страной-посредником, отправка груза без растаможки в России. В этом случае таможенное оформление автомобиля считается стандартным импортом. Однако таможенные органы других стран стараются избегать временного хранения и отправить товар в обращение. Причина кроется в особенностях распределения налогов и пошлин между государствами ЕАЭС. Например, в Киргизии и Казахстане возместить НДС невозможно.

Общая схема ввоза ранее растаможенных товаров проста, однако и в этом случае возможны неприятности. Например, в Киргизии можно оформить товар по упрощенной схеме без уплаты НДС. Такой режим используется в отношении грузов, подлежащих дальнейшему экспорту. Величина налоговых сборов рассчитывается без акцизных сборов и зачисляется на депозитный счет казначейства в качестве налога. Платеж в полном объеме возвращается импортеру после подтверждения вывоза товаров. Компания-посредник может не предоставлять местной таможне разрешение на ввоз груза, если он приобретается для продажи или эксплуатации в пределах России. Декларации, сертификаты и лицензии импортеру придется получать самостоятельно. Также автомобиль приобретет статус условно выпущенного.

Для снятия ограничений к использованию автомобиля на территории РФ необходимо пройти несколько этапов:

  • уплатить НДС в размере 20%, дождаться передачи информации о платеже в таможенные органы страны-посредника;
  • получить подтверждение экспорта;
  • дождаться внесения изменений в декларацию (статус товара должен смениться на «разрешен к выпуску»).

При появлении проблем на одном из вышеуказанных этапов оформление ЭПТС в России станет невозможным. Зарегистрировать и использовать автомобиль по назначению не получится. Не стоит забывать о возможном нарушении авторских прав владельца бренда. Параллельный импорт некоторых автомобилей может быть разрешен в РФ и запрещен в стране-посреднике.

Виды документации: как не потеряться в наименованиях

При растаможке легковых и грузовых автомобилей необходимо подтверждение их соответствия нормам ТР ТС 018/2011. Для определения требуемого типа подтверждающего документа нужно знать возраст автомобиля. Машины, выпущенные более 3 лет назад, считаются бывшими в употреблении, остальные – новыми. Дата выпуска содержится в техническом паспорте автомобиля. Если таких сведений нет, год изготовления определяют по VIN-номеру.

Виды удостоверяющей документации при ввозе автомобилей:

1.  СБКТС. Это свидетельство подтверждает безопасность транспорта и возможность его эксплуатации в российских условиях. Оформляется сертификационным органом для подержанных автомобилей.

2.  ОТТС. Оформляется перед растаможкой новых транспортных средств. Именно при получении этого документа у российских импортеров в настоящее время могут возникнуть проблемы. Помимо сбора объемного пакета документов, необходимо подготовить свидетельство кода производителя. Его может выдать только производитель автомобиля или его дочернее подразделение. Можно использовать оформленное ранее ОТТС, однако оно должно быть заверено печатью и подписью дилера. Многие официальные представители зарубежных брендов покинули Россию. Получить печать и подпись стало крайне затруднительно.

3.  ЗОЕТС. Этот документ стал аналогом ОТТС. Он оформляется при ввозе одного автомобиля. Машина может поставляться без системы ГЛОНАСС, однако ее установка является обязательной. ЗОЕТС рекомендуется оформлять заранее, чтобы автомобиль не находился на СВХ слишком долго.

Для оформления ЗОЕТС понадобятся:

  • договор купли-продажи (в него должен быть вписан VIN-номер ввозимого автомобиля);
  • полученный производителем сертификат соответствия или технический паспорт;
  • документ, содержащий полную информацию о транспортном средстве;
  • комплект фото автомобиля с разных ракурсов, двигателя с номером, идентификационной таблички.

Проблем с получением ЗОЕТС не появится, если поставка будет контролироваться таможенным брокером. Специалисты имеют большой опыт ведения подобных процедур, поэтому безошибочно проходят все этапы.


Возврат к списку




При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных
Подписка на рассылку новостей






arrow-t